15 мая 2007 •

Сергей ЗНАЕМСКИЙ, фото автора и фирмы Nissan

Польская речь для нашего уха звучит странно: сплошные шипящие и звенящие звуки. Зато газеты читать проще простого: rosyja, nafta, energetyczna niezaleznosc… В середине мая в Польше только

и говорили, что о нашей стране: в Кракове прошел энергетический форум c ощутимым антироссийским подтекстом. Но всего через неделю Россию поминали здесь уже другими словами и по другому поводу: наш рынок должен стать главным в Европе для новых хэтчбеков и седанов Nissan Tiida, презентация которых была устроена в Кракове.

олодая была немолода»… Новая Tiida не нова: впервые эта модель появилась в Японии осенью 2004 года, сменив Nissan Sunny. В основе — модифицированная платформа B альянса Renault-Nissan с растянутой до 2600 мм колесной базой, как и у компактвэна Nissan Note. Причем Note и Tiida унифицированы на 25%. Однако, несмотря на платформу класса В, сами ниссановцы относят Тииду к более дорогому сегменту гольф-класса. За счет чего? Аргументы — большая колесная база и габариты. Четырехдверная Tiida попадает аккурат между главными конкурентами: она на 16 мм длиннее седана Honda Civic и на 66 мм короче, чем Toyota Corolla. Она даже немного выше их. А что собой представляет Tiida «в жизни»?

Массивная передняя панель, строгие формы: внутри Tiida выглядит сдержанно и солидно. Единственная легкомысленная деталь — выпуклые кругляши климат-контроля от хэтчбеков Nissan Micra и Note  

Старинный Вавельский замок, костелы, неспешное течение Вислы… Свой город, больше тысячи лет назад основанный князем Краком, краковчане называют urod, что на польском значит «красавец». Про Тииду ни по-русски, ни по-польски такого не скажешь: большие раскосые фары, немного нескладный высокий силуэт, безвольные боковины. Благодаря остро­угольным задним фонарям хэтчбек выглядит поживее, но в целом — весьма среднестатистическая внешность.

Хотя можно сказать по-другому: интернациональная внешность. Ведь Tiida с успехом продается по всему свету: в Японии, Америке (под именем Versa), Австралии… А теперь и в Европе.

Снаружи европейская Tiida отличается «своей» фальшрадиаторной решеткой и новым передним бампером, отвечающим требованиям «пешеходной» безопасности. Изменений по технической части тоже немного: за основу взята «американская» Tiida, но с учетом манеры езды европейцев подобраны новые характеристики пружин, амортизаторов и стабилизаторов. Работа по адаптации началась два с половиной года назад в английском инженерном центре в Крэнфилде, ездовой доводкой занималось немецкое отделение, а еще один центр — в Барселоне — готовил 30-миллионную программу модернизации мексиканского завода Civac, где будут собирать Тииду для Европы. Да-да, доставлять автомобили мексиканской сборки через Атлантику проще, чем везти машины с любого из заводов Nissan в Китае, Японии или Таиланде! А выпускать машины на английском заводе в Суиндоне невыгодно: объемы европейских продаж слишком малы.

В самой дорогой версии — навигационная система с цветным экраном, CD-чейнджер на шесть дисков и климат-контроль с «серьезными» ручками Спидометр, тахометр, указатель уровня топлива. Переключать режимы маршрутного компьютера можно с помощью удобной кнопки на руле Мягкая обивка, вместительный карман и электростеклоподъемники всех окон — «в базе»

Распахнувшаяся почти на 900 дверь открывает доступ в светло-бежевый салон. Оптимистичный цвет не может скрыть фактуру жесткого пластика передней панели — мягкие вставки есть только на подлокотнике и дверях. Черный интерьер Тииды, кстати, смотрится гораздо лучше. Дизайнерских изысков здесь нет, зато есть здоровая мещанская солидность: массивная центральная консоль, фирменный руль. А еще широченные передние кресла — комфортабельное вместилище лишних килограммов. Ради дополнительных сантиметров комфорта конструкторы пошли на хитрость: ручки механических регулировок находятся не с внешней, а с внутренней стороны сидений. На удобстве пользования это не сказывается, зато теперь не нужен большой зазор между подушкой и дверью. Правда, я — тощий и высокий — в таком сиденье болтаюсь. Да к тому же страдаю от отсутствия продольной регулировки руля.

На самом деле Tiida — автомобиль для задних пассажиров. К их услугам и подлокотник с двумя нишами для стаканов, и регулируемая по наклону спинка. Да и сам диван скользит вперед-назад на 240 мм. В крайнем заднем положении простор поистине царский, как в компактвэне Note. Только представьте: по длине салона, то есть расстоянию от педалей до спинки заднего дивана, Tiida аж на 55 мм опережает Volkswagen Passat!

При этом объем багажника у седана — 467 л. Правда, у хэтчбека багажный отсек поскромнее — 272 л. Кстати, у однообъемника Note он почти такой же: 280 л.

Оснащена Tiida богаче Ноута. У европейских машин уже «в базе» есть стильная магнитола с протоколом Bluetooth, полный электропакет, многофункциональный руль. За доплату можно установить климат-контроль и навигационную систему с большим цветным экраном. Однако комплектации для российского рынка станут известны ближе к сентябрю.

Двигатели — бензиновые объемом 1,6 л (110 л.с.) и 1,8 л (126 л.с.) плюс полуторалитровый 105-сильный дизель, который в Россию не попадет. Мотор 1.8 оснащается только шестиступенчатой «механикой», а у более скромной бензиновой Тииды кроме пятиступенчатой ручной коробки есть и четырехступенчатый «автомат». У меня оказался брелок именно от такой машины.

Брелок — в карман: умной системе Intelligent Key ключ не нужен. На поворот ручки зажигания двигатель отзывается… тишиной! О том, что мотор работает, можно судить только по ожившей стрелке тахометра: звука и вибраций на холостых оборотах почти нет. Европейская Tiida, в отличие от американских машин, имеет иные опоры силового агрегата и дополнительные листы шумоизоляции под капотом, на днище, на колесных арках... Увы, этого недостаточно. Тронулся с места, нажал на газ — и из-под капота начинает пробиваться натужный голос мотора, а по полу расползается мелкий неприятный зуд.

Разгон «автоматической» машины со 110-сильным мотором оказался скучным. Ниссановцы уверяют, что двигатель и настройки «автомата» здесь точно такие же, как у Ноута, но Tiida воспринимается по-другому. Неужели все дело в лишней сотне килограммов? Tiida с тем же мотором и «механикой» оказалась как совсем другим автомобилем. Рычаг коробки хоть и длинноходен, но четкость включения передач неплохая: первая, вторая, третья… А двигатель-то бодренький! Просыпается после 3000 об/мин и неплохо «крутится» на высоких оборотах. Так что если «педалировать», не жалея собственных барабанных перепонок, то проблем в потоке не будет.

Но есть способ проще: Tiida с двигателем 1.8. Все то же самое этот мотор позволяет делать со вполовину меньшим напрягом. Он и тише, и тяговитее. Можно пошустрить, а можно катить неспешно на шестой передаче, которая «везет» уже с 60 км/ч. Оптимальный мотор для Тииды.

Кресла широкие — почти как в кроссовере Nissan Murano Tiida — первый и пока единственный Nissan с центральным расположением рычажков регулировки кресел

К тормозам никаких претензий: педаль «плотная» и позволяет дозировать замедление почти одним усилием. АБС работает отлично, а главное — она входит в стандартное оснащение всех версий. Система стабилизации тоже есть, но за доплату.

Управляемость сюрпризов не преподнесла: Tiida — типичный середнячок. И седан, и хэтчбек надежно стоят на скоростной прямой, охотно выполняют перестроения. Но стоит платному польскому «моторвею» превратиться в извилистую дорожку предгорий Татр, как возникает нервозность: реактивного усилия на руле для надежной связи с машиной не хватает. В вираже Tiida заметно кренится и передергивает «кормой» на неровностях. Приходится постоянно подруливать.

Но все искупает плавность хода!

В названиях польских местечек сам черт ногу сломит: Zebrzydovice, Krzywaczka, Holerna Polana. А дороги между ними еще корявее — похоже, поляки, как и мы, так и не научились по-человечески класть асфальт. Однако Tiida отлично скругляет даже самые страшные колдобины, мягко переваливается через вздувшиеся «горбы», а над всеми трещинами и заплатками проплывает, не замечая их вовсе. Придраться можно разве что к раскачке на пологих волнах.

Задний диван хэтчбека смещается вперед-назад на 240 мм (у компактвэна Note — на 160 мм). Но места для ступней в Тииде все равно меньше  

Огромный салон, отменная плавность хода, богатое оснащение — мощные козыри Тииды, которые традиционно ценятся в России. Проблема лишь в том, что Nissan с таким набором потребительских качеств на рынке уже есть — это Note, который продается на ура. Не говоря про Qashqai.

Кому же нужна Tiida?

Она — очередной пример нынешнего «точечного» ниссановского маркетинга. Оказывается, среди тех, кто выбирает «нишевый» компактвэн Note, только 35% лояльных покупателей — тех, у кого и раньше был автомобиль марки Nissan. Еще меньше эта доля у кроссовера Qashqai — всего 20%. Другими словами, для бывалых «ниссановодов» Note и Qashqai слишком оригинальны. Терять покупателей нельзя, а разрабатывать для них новую модель гольф-класса — нерационально. Выход — Tiida! По задумке маркетологов, на нее должны пересесть не только бывшие владельцы Алмер, но и те, у кого была покидающая рынок Primera.

Задний диван седана закреплен жестко. Но спинка складывается по частям У хэтчбека тоже складная спинка, образующая высокую ступеньку с полом багажника

Странно, ведь Almera привлекала людей скромной ценой, а Primera — интересным дизайном. Но у Тииды — ни того ни другого...

Самая доступная Tiida с двигателем 1.6 будет стоить у нас более $18000. А топ-версия с мотором 1.8 обойдется примерно в $24000!

Однако ниссановцы не ставят перед собой нескромных целей: Tiida в Европе должна разойтись тиражом 25 тысяч автомобилей в год. Европа — это 18 «периферийных» рынков: Болгария, Кипр, Латвия, Литва, Чехия, Финляндия, Ирландия, Хорватия, Эстония, Греция, Венгрия, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Украина… И Россия, на которую запланирована примерно половина всех продаж.

Посмотрим, не прогадают ли с прогнозом ниссановские маркетологи. Впрочем, в последнее время они почти не ошибаются.

Паспортные данные*
Параметры Автомобиль
Nissan Tiida
Модификация 1.6 1.8 1.5 dCi
Тип кузова седан или пятидверный хэтчбек седан или пятидверный хэтчбек седан или пятидверный хэтчбек
Число мест 5 5 5
Объем багажника, л 467 или 272 467 или 272 467 или 272
Снаряженная масса, кг 1203 1289 1360
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива бензиновый, с распределенным впрыском топлива дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1598 1797 1461
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 78,0/83,6 84,0/81,1 76,0/80,5
Степень сжатия 10,7:1 9,9:1 18,8:1
Число клапанов 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 110/81/6000 126/93/5200 105/78/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 153/4400 173/4800 240/2000
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая (автоматическая, 4-ступенчатая)** механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая
Привод на передние колеса на передние колеса на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Шины 195/65 R15 195/65 R15 195/65 R15
Максимальная скорость, км/ч 186 (170) 195 186
Время разгона 0—100 км/ч, с н.д.*** н.д.*** н.д.***
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 8,9 (10,0) 10,1 6,1
загородный цикл 5,7 (5,9) 6,5 4,7
смешанный цикл 6,9 (7,4) 7,8 5,2
Емкость топливного бака, л 52 52 52
Топливо АИ-95 АИ-95 Дизтопливо
* Характеристики автомобилей для российского рынка могут отличаться от приведенных
** Данные в скобках — для автомобилей с автоматической коробкой передач
*** Н.д. — нет данных

Размеры, мм
Параметры хэтчбек седан
Длина 4295 4474
Ширина 1695 1695
Высота 1535 1535
Колесная база 2600 2600
Колея передняя/задняя 1480/1485 1480/1485

Источник: АвтоРЕВЮ