
Неоконсерватизм. Nissan Tiida
15 мая 2007
Сергей ЗНАЕМСКИЙ, фото автора и фирмы Nissan
Польская речь для нашего уха звучит странно: сплошные шипящие и звенящие звуки. Зато газеты читать проще простого: rosyja, nafta, energetyczna niezaleznosc… В середине мая в Польше только
и говорили, что о нашей стране: в Кракове прошел энергетический форум c ощутимым антироссийским подтекстом. Но всего через неделю Россию поминали здесь уже другими словами и по другому поводу: наш рынок должен стать главным в Европе для новых хэтчбеков и седанов Nissan Tiida, презентация которых была устроена в Кракове.
олодая была немолода»… Новая Tiida не нова: впервые эта модель появилась в Японии осенью 2004 года, сменив Nissan Sunny. В основе — модифицированная платформа B альянса Renault-Nissan с растянутой до 2600 мм колесной базой, как и у компактвэна Nissan Note. Причем Note и Tiida унифицированы на 25%. Однако, несмотря на платформу класса В, сами ниссановцы относят Тииду к более дорогому сегменту гольф-класса. За счет чего? Аргументы — большая колесная база и габариты. Четырехдверная Tiida попадает аккурат между главными конкурентами: она на 16 мм длиннее седана Honda Civic и на 66 мм короче, чем Toyota Corolla. Она даже немного выше их. А что собой представляет Tiida «в жизни»?
![]() | ![]() |
Массивная передняя панель, строгие формы: внутри Tiida выглядит сдержанно и солидно. Единственная легкомысленная деталь — выпуклые кругляши климат-контроля от хэтчбеков Nissan Micra и Note |
Старинный Вавельский замок, костелы, неспешное течение Вислы… Свой город, больше тысячи лет назад основанный князем Краком, краковчане называют urod, что на польском значит «красавец». Про Тииду ни по-русски, ни по-польски такого не скажешь: большие раскосые фары, немного нескладный высокий силуэт, безвольные боковины. Благодаря остроугольным задним фонарям хэтчбек выглядит поживее, но в целом — весьма среднестатистическая внешность.
Хотя можно сказать по-другому: интернациональная внешность. Ведь Tiida с успехом продается по всему свету: в Японии, Америке (под именем Versa), Австралии… А теперь и в Европе.
Снаружи европейская Tiida отличается «своей» фальшрадиаторной решеткой и новым передним бампером, отвечающим требованиям «пешеходной» безопасности. Изменений по технической части тоже немного: за основу взята «американская» Tiida, но с учетом манеры езды европейцев подобраны новые характеристики пружин, амортизаторов и стабилизаторов. Работа по адаптации началась два с половиной года назад в английском инженерном центре в Крэнфилде, ездовой доводкой занималось немецкое отделение, а еще один центр — в Барселоне — готовил 30-миллионную программу модернизации мексиканского завода Civac, где будут собирать Тииду для Европы. Да-да, доставлять автомобили мексиканской сборки через Атлантику проще, чем везти машины с любого из заводов Nissan в Китае, Японии или Таиланде! А выпускать машины на английском заводе в Суиндоне невыгодно: объемы европейских продаж слишком малы.
Распахнувшаяся почти на 900 дверь открывает доступ в светло-бежевый салон. Оптимистичный цвет не может скрыть фактуру жесткого пластика передней панели — мягкие вставки есть только на подлокотнике и дверях. Черный интерьер Тииды, кстати, смотрится гораздо лучше. Дизайнерских изысков здесь нет, зато есть здоровая мещанская солидность: массивная центральная консоль, фирменный руль. А еще широченные передние кресла — комфортабельное вместилище лишних килограммов. Ради дополнительных сантиметров комфорта конструкторы пошли на хитрость: ручки механических регулировок находятся не с внешней, а с внутренней стороны сидений. На удобстве пользования это не сказывается, зато теперь не нужен большой зазор между подушкой и дверью. Правда, я — тощий и высокий — в таком сиденье болтаюсь. Да к тому же страдаю от отсутствия продольной регулировки руля.
На самом деле Tiida — автомобиль для задних пассажиров. К их услугам и подлокотник с двумя нишами для стаканов, и регулируемая по наклону спинка. Да и сам диван скользит вперед-назад на 240 мм. В крайнем заднем положении простор поистине царский, как в компактвэне Note. Только представьте: по длине салона, то есть расстоянию от педалей до спинки заднего дивана, Tiida аж на 55 мм опережает Volkswagen Passat!
При этом объем багажника у седана — 467 л. Правда, у хэтчбека багажный отсек поскромнее — 272 л. Кстати, у однообъемника Note он почти такой же: 280 л.
Оснащена Tiida богаче Ноута. У европейских машин уже «в базе» есть стильная магнитола с протоколом Bluetooth, полный электропакет, многофункциональный руль. За доплату можно установить климат-контроль и навигационную систему с большим цветным экраном. Однако комплектации для российского рынка станут известны ближе к сентябрю.
Двигатели — бензиновые объемом 1,6 л (110 л.с.) и 1,8 л (126 л.с.) плюс полуторалитровый 105-сильный дизель, который в Россию не попадет. Мотор 1.8 оснащается только шестиступенчатой «механикой», а у более скромной бензиновой Тииды кроме пятиступенчатой ручной коробки есть и четырехступенчатый «автомат». У меня оказался брелок именно от такой машины.
Брелок — в карман: умной системе Intelligent Key ключ не нужен. На поворот ручки зажигания двигатель отзывается… тишиной! О том, что мотор работает, можно судить только по ожившей стрелке тахометра: звука и вибраций на холостых оборотах почти нет. Европейская Tiida, в отличие от американских машин, имеет иные опоры силового агрегата и дополнительные листы шумоизоляции под капотом, на днище, на колесных арках... Увы, этого недостаточно. Тронулся с места, нажал на газ — и из-под капота начинает пробиваться натужный голос мотора, а по полу расползается мелкий неприятный зуд.
Разгон «автоматической» машины со 110-сильным мотором оказался скучным. Ниссановцы уверяют, что двигатель и настройки «автомата» здесь точно такие же, как у Ноута, но Tiida воспринимается по-другому. Неужели все дело в лишней сотне килограммов? Tiida с тем же мотором и «механикой» оказалась как совсем другим автомобилем. Рычаг коробки хоть и длинноходен, но четкость включения передач неплохая: первая, вторая, третья… А двигатель-то бодренький! Просыпается после 3000 об/мин и неплохо «крутится» на высоких оборотах. Так что если «педалировать», не жалея собственных барабанных перепонок, то проблем в потоке не будет.
Но есть способ проще: Tiida с двигателем 1.8. Все то же самое этот мотор позволяет делать со вполовину меньшим напрягом. Он и тише, и тяговитее. Можно пошустрить, а можно катить неспешно на шестой передаче, которая «везет» уже с 60 км/ч. Оптимальный мотор для Тииды.
![]() | ![]() |
Кресла широкие — почти как в кроссовере Nissan Murano | Tiida — первый и пока единственный Nissan с центральным расположением рычажков регулировки кресел |
К тормозам никаких претензий: педаль «плотная» и позволяет дозировать замедление почти одним усилием. АБС работает отлично, а главное — она входит в стандартное оснащение всех версий. Система стабилизации тоже есть, но за доплату.
Управляемость сюрпризов не преподнесла: Tiida — типичный середнячок. И седан, и хэтчбек надежно стоят на скоростной прямой, охотно выполняют перестроения. Но стоит платному польскому «моторвею» превратиться в извилистую дорожку предгорий Татр, как возникает нервозность: реактивного усилия на руле для надежной связи с машиной не хватает. В вираже Tiida заметно кренится и передергивает «кормой» на неровностях. Приходится постоянно подруливать.
Но все искупает плавность хода!
В названиях польских местечек сам черт ногу сломит: Zebrzydovice, Krzywaczka, Holerna Polana. А дороги между ними еще корявее — похоже, поляки, как и мы, так и не научились по-человечески класть асфальт. Однако Tiida отлично скругляет даже самые страшные колдобины, мягко переваливается через вздувшиеся «горбы», а над всеми трещинами и заплатками проплывает, не замечая их вовсе. Придраться можно разве что к раскачке на пологих волнах.
![]() | ![]() | ![]() |
Задний диван хэтчбека смещается вперед-назад на 240 мм (у компактвэна Note — на 160 мм). Но места для ступней в Тииде все равно меньше |
Огромный салон, отменная плавность хода, богатое оснащение — мощные козыри Тииды, которые традиционно ценятся в России. Проблема лишь в том, что Nissan с таким набором потребительских качеств на рынке уже есть — это Note, который продается на ура. Не говоря про Qashqai.
Кому же нужна Tiida?
Она — очередной пример нынешнего «точечного» ниссановского маркетинга. Оказывается, среди тех, кто выбирает «нишевый» компактвэн Note, только 35% лояльных покупателей — тех, у кого и раньше был автомобиль марки Nissan. Еще меньше эта доля у кроссовера Qashqai — всего 20%. Другими словами, для бывалых «ниссановодов» Note и Qashqai слишком оригинальны. Терять покупателей нельзя, а разрабатывать для них новую модель гольф-класса — нерационально. Выход — Tiida! По задумке маркетологов, на нее должны пересесть не только бывшие владельцы Алмер, но и те, у кого была покидающая рынок Primera.
![]() | ![]() |
Задний диван седана закреплен жестко. Но спинка складывается по частям | У хэтчбека тоже складная спинка, образующая высокую ступеньку с полом багажника |
Странно, ведь Almera привлекала людей скромной ценой, а Primera — интересным дизайном. Но у Тииды — ни того ни другого...
Самая доступная Tiida с двигателем 1.6 будет стоить у нас более $18000. А топ-версия с мотором 1.8 обойдется примерно в $24000!
Однако ниссановцы не ставят перед собой нескромных целей: Tiida в Европе должна разойтись тиражом 25 тысяч автомобилей в год. Европа — это 18 «периферийных» рынков: Болгария, Кипр, Латвия, Литва, Чехия, Финляндия, Ирландия, Хорватия, Эстония, Греция, Венгрия, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Украина… И Россия, на которую запланирована примерно половина всех продаж.
Посмотрим, не прогадают ли с прогнозом ниссановские маркетологи. Впрочем, в последнее время они почти не ошибаются.
Паспортные данные* | |||
Параметры | Автомобиль | ||
Nissan Tiida | |||
Модификация | 1.6 | 1.8 | 1.5 dCi |
Тип кузова | седан или пятидверный хэтчбек | седан или пятидверный хэтчбек | седан или пятидверный хэтчбек |
Число мест | 5 | 5 | 5 |
Объем багажника, л | 467 или 272 | 467 или 272 | 467 или 272 |
Снаряженная масса, кг | 1203 | 1289 | 1360 |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском топлива | бензиновый, с распределенным впрыском топлива | дизельный, с турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, см³ | 1598 | 1797 | 1461 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 78,0/83,6 | 84,0/81,1 | 76,0/80,5 |
Степень сжатия | 10,7:1 | 9,9:1 | 18,8:1 |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 110/81/6000 | 126/93/5200 | 105/78/4000 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 153/4400 | 173/4800 | 240/2000 |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая (автоматическая, 4-ступенчатая)** | механическая, 6-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая |
Привод | на передние колеса | на передние колеса | на передние колеса |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 195/65 R15 | 195/65 R15 | 195/65 R15 |
Максимальная скорость, км/ч | 186 (170) | 195 | 186 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | н.д.*** | н.д.*** | н.д.*** |
Расход топлива, л/100 км | |||
городской цикл | 8,9 (10,0) | 10,1 | 6,1 |
загородный цикл | 5,7 (5,9) | 6,5 | 4,7 |
смешанный цикл | 6,9 (7,4) | 7,8 | 5,2 |
Емкость топливного бака, л | 52 | 52 | 52 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | Дизтопливо |
* Характеристики автомобилей для российского рынка могут отличаться от приведенных | |||
** Данные в скобках — для автомобилей с автоматической коробкой передач | |||
*** Н.д. — нет данных |
Размеры, мм | ||
Параметры | хэтчбек | седан |
Длина | 4295 | 4474 |
Ширина | 1695 | 1695 |
Высота | 1535 | 1535 |
Колесная база | 2600 | 2600 |
Колея передняя/задняя | 1480/1485 | 1480/1485 |
Источник: АвтоРЕВЮ