15 июня 2007 •

Олег РАСТЕГАЕВ | Фото автора и Максима КАДАКОВА

— Осторожно, змея! — И я отталкиваю Максима Кадакова в сторону. Но он уже наступил на серый «шнурок», вьющийся по кромке асфальта. К счастью, змея испугалась не меньше Макса — и шустро улизнула в придорожную канаву. Так начинался тест нового кроссовера Nissan X-Trail в провинции Иоаннина на западе Греции. А были еще и черепахи...

Маршрут был и впрямь не «паркетным»: около 40 км мы продвигались по грунтовым каменистым тропам, опасаясь пропороть 17-дюймовые шины. В лесу принимали грязевые ванны, потом попали под «душ», форсируя вброд горную речку. Благо были и горные серпантины, на которых Nissan X-Trail нас удивил... Ведь он построен на той же платформе, что и Nissan Qashqai, на котором наши эксперты уже поездили и отметили ряд недостатков: «неудачный алгоритм работы электроусилителя руля», «не подходящие для российских дорог настройки подвески» (см. АР №9, 2007). Впрочем, дело, конечно, не в платформе, а в настройках. А они должны быть другими — хотя бы в силу того, что Nissan

X-Trail больше и тяжелее, чем Qashqai. Да и образ обязывает: если округлый Qashqai метит в дамские угодники, то угловатый X-Trail — для мужчин. А сколько таких среди компактных кроссоверов? Раз-два и обчелся — Land Rover Freelander да собственно Nissan X-Trail.

Правда, поначалу закралось подозрение, что никакой этот X-Trail не новый: в лучшем случае — обновленный. То же выражение «лица», те же пропорции... И надо присмотреться, чтобы понять: все кузовные панели, вся «фурнитура» — действительно новые, начиная от более удобных дверных ручек и заканчивая пятой дверью, которая теперь опускается почти до нижней кромки бампера, облегчая погрузку багажа. Да и сам багажник больше: машина стала длиннее на 12 см, и почти все они пришлись на грузовой отсек.


Электронная имитация блокировки дифференциалов пусть и не превращает X-Trail во внедорожник, но при диагональном вывешивании спасает

А последние сомнения рассеиваются, как только заглянешь в салон. Из центра передней панели приборы переехали на свое законное место — перед водителем! Новый автомобиль, новый.

— Переставив приборы, мы освободили место для объемного бокса над центральной консолью, — объясняет Крис Ли, генеральный менеджер отдела разработок полноприводных автомобилей Nissan.

Дверные ручки стали крупнее и удобнее
Интегрированные в релинги прожекторы включаются вместе с фарами дальнего света
Люк прибавил в длину 8 см — теперь его площадь составляет 0,6 м²

Ой, лукавит господин Ли. Бокс и впрямь появился, но истинная причина «переезда» в другом! Что бы там ни говорили ниссановцы, оправдывая размещение приборов в центре панели (мол, в поисках нужной информации взгляду «удобнее» скользить по горизонтали, а не по вертикали, что «центральные» приборы помогают не упускать из виду дорожную ситуацию), а причина ясна: так было не только непривычно, но и неудобно. Мы не раз отмечали это в наших тестах.

А вот высокая посадка осталась неизменной. Водитель видит капот и прекрасно чувствует передние габариты, которые на новом автомобиле подчеркнуты маленькими прозрачными «рожками» на фарах. Понравились и форма сиденья, и диапазоны регулировок: при росте 190 см — ни тесноты, ни обиды. Правда, диапазоны всех регулировок я выбрал до предела, в том числе и руля, который теперь перемещается в двух направлениях. Нет претензий и к органам управления.

А вот центральная консоль простовата. Автомобилей, укомплектованных навигацией с большим цветным экраном, это не касается. Но в Россию Nissan X-Trail с навигацией поставлять пока не планируют, а значит, не будет в списке опций и камеры заднего вида. Жаль.

Камера заднего вида предлагается в паре с навигацией. Но в России ни того ни другого не будет Строгий салон отделан мягкими материалами
Указатели уровня топлива и температуры двигателя сделаны «графически»

Перемещаюсь на заднее сиденье. Места для ног достаточно, но «давит» крыша. Это из-за огромного сдвижного люка, которым был укомплектован автомобиль, — из-за него обивка потолка стала ниже сантиметров на пять. Зато «середнячки» наслаждаются прекрасными видами через потолочное окно длиной 80 см, а люди моего роста могут откинуть спинку сиденья — угол ее наклона меняется на 12 градусов.

Выхожу — и открываю пятую дверь. Как же нам нахваливали этот багажник на пресс-конференции! И объем у него аж 603 л, и какой-то необычный двойной пол со множеством отделений... Действительно, под пластиковым настилом скрываются вместительные лотки, конфигурацию которых можно менять легкосъемными перегородками. Казалось бы, здорово: сюда — аптечку, сюда — тряпки, сюда — перчатки… И пластиковые панели пола легко моются — на них можно смело бросать и грязные вещи. Но, положив в багажник наши сумки, мы быстро об этом пожалели. Вещи с грохотом катались по скользкому полу, причем не только в поворотах, но и на прямой — при разгоне и торможении. «Пластмассовому» багажнику остро не хватает сетки или других приспособлений для фиксации поклажи.

Новый X-Trail сменил не только платформу, но и гамму двигателей. Из моторов предыдущего поколения остался лишь бензиновый объемом 2,5 л, мощность которого в процессе модернизации возросла со 165 до 169 л.с. Остальные моторы новые, и все — двухлитровые: бензиновый мощностью 141 л.с. и два турбодизеля мощностью 150 и 173 л.с. Особенно ниссановцы гордятся 150-сильным дизелем 2.0 dCi c шестиступенчатым «автоматом» — дескать, никто из японских конкурентов такой комбинации не предлагает. Мы тоже потирали руки, но… Что толку? Новые дизельные моторы в Россию поставляться не будут: они, мол, соответствуют нормам Euro 4, а наше топливо — нет. Зато оба бензиновых мотора можно будет заказать как в паре с механической шестиступенчатой коробкой, так и с вариатором CVT, причем на автомобили с двигателем объемом 2,5 л ставится вариатор с имитацией шести передач, которые можно выбирать вручную. Мы с Максом оседлали именно такой Nissan X-Trail и, быстренько освоив «ручное» переключение, признали вариатор вполне боевым. Переходы со ступени на ступень быстрые, можно активно тормозить двигателем, а главное — мчать по серпантину так, словно это не тяжелый кроссовер, а спортпрототип с секвентальной коробкой! Мы и помчали. А потом подумали, что большинству потенциальных покупателей все же интереснее знать, как работает вариатор в автоматическом режиме. Может, в ответ на полный газ мотор будет противно завывать на одной ноте? Ничего подобного! Система управления создает иллюзию езды на обычном «автомате». Ты утапливаешь педаль газа, двигатель тут же раскручивается до 4000 об/мин, а затем, по мере разгона, обороты продолжают плавно расти. Ощущения буксующего сцепления нет и в помине! И к вариатору осталась лишь одна претензия: задумчивые реакции в «парковочных» ситуациях, когда дергаешься вперед-назад. Но об этом мы узнали позже, а пока — дальше в горы!

Селектор вариатора работает по классической схеме «автомата» «По умолчанию» трансмиссия работает в режиме Auto: электромагнитная муфта подключает привод на задние колеса по мере необходимости
Спинки задних сидений меняют угол наклона в диапазоне 12 градусов и складываются в пропорции 40:20:40
Сиденья высокие, «командирские»...

Автомобиль прекрасно стоит на траектории, точно реагирует на повороты баранки. И информативность руля отличная. А ведь электроусилитель — как на Кашкае...

Конструкция та же, но настройки явно другие. Помогает и новая трансмиссия All-Mode 4Х4-i. Буква «i» означает «интеллектуальная»: многодисковая муфта привода задних колес работает в содружестве с системой стабилизации. По мере приближения к предельным режимам устойчивость автомобиля в повороте обеспечивается не только подтормаживанием отдельных колес, но и перераспределением крутящего момента между передней и задней осями. Два года назад подобной системой обзавелся главный конкурент — кроссовер Toyota RAV4, и мы, вволю поносившись по скользким дорожкам, остались от нее в восторге (см. АР №7, 2006). Пока трудно сказать, как в таких же условиях проявит себя Nissan

X-Trail, но на асфальте «интеллектуальный» полный привод работает отменно. Автомобиль сильно кренится, но легко заныривает в повороты, а «в пределе» плавно соскальзывает наружу всеми четырьмя колесами.

Подстаканники на передней панели — с подогревом или охлаждением (в зависимости от режима «климата»)
Такой омыватель очистит фары только от свежей грязи
Даже сейчас можно легко открыть все двери, включая заднюю, — жесткость кузова на кручение выросла на треть

Впрочем, даже без ESP и с отключенным приводом на задние колеса (режим 2WD) автомобиль ведет себя очень уверенно. А еще порадовало, что дефекты дорожного покрытия не вызывают траекторных отклонений.

Греческие дороги в этих местах напоминают наши: где-то асфальт провалился, где-то потрескался. Но даже на 17-дюймовых колесах Nissan проходит неровности мягко, а на базовых 16-дюймовых шинах наверняка будет еще комфортнее. И шумоизоляция хороша. Не исключено, что по части комфорта Nissan X-Trail станет одним из лидеров класса.

Клиноременный вариатор агрегатируется с бензиновыми двигателями, причем на более мощной версии 2.5 предусмотрено шесть фиксированных «передач»
Новый X-Trail построен на платформе С, уже знакомой нам по автомобилю Nissan Qashqai

А проходимость? Подготовленную организаторами трассу X-Trail с вариатором проходит играючи — на то она и подготовленная. А если заблокировать муфту, то Nissan и вовсе попрет как танк, иногда поднимая колеса на метр. Двадцатисантиметровый дорожный просвет и короткие свесы кузова обеспечивают хорошую геометрическую проходимость. А трогаться на подъемах помогает система USS (Uphill Start Support): в течение пяти секунд она удерживает автомобиль тормозами, а в это время водитель спокойно переносит ногу с тормоза на газ — и плавно стартует. На спусках выручает другая система — DDS (Downhill Drive Support), которая не дает набирать более 7 км/ч.

Но то, что X-Trail все же «паркетник», мы, как ни парадоксально, ощутили, оказавшись в дизельной машине. Каждый из нас заглушил мотор раз пять! Стыдоба… А что делать? Не едет дизельный X-Trail в горку, хоть ты тресни! До 2000 об/мин не хватает момента, а дер­жишь обороты выше — горит сцепление. Скорее всего, с теми же проблемами на бездорожье столкнутся и водители бензиновых машин с «механикой»: без понижающей передачи — не езда, а ерзание. А вариатор спасает: с ним легко карабкаться в горку хоть с черепашьей скоростью.

В целом Nissan X-Trail оставил приятное впечатление. Во всяком случае, автомобиль в полной мере соответствует своему образу, назначению и без какой-либо адаптации годится для российских дорог. Впрочем, у нас спрос на подобные автомобили нынче таков, что впору уже изначально разрабатывать машины именно для России и лишь потом оснащать их «пакетом для хороших дорог». В прошлом году у нас было продано 9933 кроссовера Nissan X-Trail, а это на 400 машин больше, чем в Великобритании — втором после России рынке сбыта этой модели. И новичок, скорее всего, лишь увеличит отрыв.

В подполье — выдвижной лоток-трансформер
Сложив задние сиденья, получаешь грузовой отсек объемом 1773 литра с ровным пластиковым полом

Розничные цены на двухлитровый X-Trail начинаются с $33320. В базовой комплектации — шесть подушек безопасности, ESP, датчики дождя и света, CD-чейнджер. Доплата за вариатор — $1600. А самый дорогой Nissan X-Trail 2.5 с вариатором, ксеноновыми фарами и кожаным салоном стоит $40820.

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Nissan X-Trail
Модификация 2.0 2.5
Тип кузова 5-дверный универсал 5-дверный универсал
Число мест 5 5
Размеры, мм    
длина 4630 4630
ширина 1785 1785
высота 1685 1685
колесная база 2630 2630
колея передняя/задняя 1530/1535 1530/1535
дорожный просвет 200 200
Угол съезда/въезда, град. 29/23 29/23
Объем багажника, л 603/479*/1773** 603/479*/1773**
Снаряженная масса, кг 1482—1563 (1514—1592)*** 1544—1599 (1565—1623)
Полная масса, кг 2050 2050
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1997 2488
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 84,0/90,1 89,0/100,0
Степень сжатия 10,2:1 9,6:1
Число клапанов 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 141/104/6000 169/124/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 196/4800 233/4400
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (вариатор CVT) механическая, 6-ступенчатая (вариатор CVT с имитацией шести фиксированных ступеней)
Привод полный, с электромагнитной муфтой в приводе задних колес полный, с электромагнитной муфтой в приводе задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины 215/60 R17 215/60 R17
Максимальная скорость, км/ч 184 (172) 194 (185)
Время разгона 0—100 км/ч, с 11,1 (11,9) 9,8 (10,3)
Расход топлива, л/100 км    
городской цикл 11,1 (10,8) 13,0 (12,0)
загородный цикл 7,3 (7,2) 7,7 (7,7)
смешанный цикл 8,7 (8,5) 9,6 (9,3)
Емкость топливного бака, л 65 65
Топливо АИ-95 АИ-95
* С установленным фальшполом
** Со сложенными спинками задних сидений
*** Данные в скобках — для версий с вариатором CVT

Источник: АвтоРЕВЮ